Достопримечательности Перуджи

Город уже к середине XI века был административно разделен на пять районов (борго), берущих свои названия от пяти средневековых ворот, соответствующих первоначальным этрусско-римским: Порта Соле, Порта Сант Анджело, Порта Санта Сусанна, Порта Эбурнеа, Порта Сан Пьетро. У каждых ворот были свои представители в городском управлении, кроме таких государственных служащих как Глава Ворот и Глава Районов. С ростом города районы выходили за пределы ворот и устремлялись вдоль дорог в пригород, образуя форму звезды.

Каждый район имел свой цвет и символ: изначально животное, потом определенный святой или его атрибутика. К каждом борго была своя приходская церковь и монашеский орден: Кармелиты в Порта Соле, Августинцы в Порта Сант Анджело, Францисканцы в Порта Санта Сусанна, Служители Девы Марии в Порта Эбурнеа и Доминиканцы в Порта Сан Пьетро.

Большой фонтан (Fontana Maggiore)построен в 1278-1280 годах скульпторами-архитекторами Николой и Джованни Пизано. Состоит из двух многоугольных чаш. На одной из них представлены 12 месяцев и соответствующие им знаки зодиака. Другая чаша декорирована 24-мя статуями, изображающими святых, исторических персонажей и различные символы. Фонтан — один из величайших примеров средневековой итальянской скульптуры.

Кафедральный собор св. Лоренцо (Cattedrale di San Lorenzo)— первая церковь, посвященная этому святому. Была спроектирована в готическом стиле около 1300 года и завершена в 1490 году. В 1763-1770 годах кардинально трансформирована. Незавершенный фасад, выходящий на площадь Данти, отмечен барочным порталом, реализованным Пьетро Каратолли в 1729 году. С левой стороны, на площади 4 ноября, расположены портал 1568 года, произведение Скальца, выполненное по чертежу перуджинского архитектора Галеаццо Алесси, кафедра XV века и деревянное распятие работы Чибурри 1540 года. Внутри находится могила Алесси, жившего недалеко от комплекса.

Дворец Приоров (Palazzo dei Priori)— месторасположение свободной Коммуны. Было построено в несколько этапов: с конца XIII по конец XVIII веков. В процессе строительства здание включило в себя различные ранние постройки, среди которых две башни. На фасаде, между трифор изображена стемма Колледжа Нотариусов. В 1591 году в связи с открытием ул. Пинелла (Кальдерини) было снесено левое крыло дворца. Значительными представляются атриум, из которого, поднявшись, попадаем в величественный зал нотариусов (Notari), колокольня и портал XIV века. На верхнем тимпане портала находятся статуи святых-защитников: Лоренцо, Эрколано, Людовико и Толоза (или для других Костанцо). Подлинники хранятся в Национальной Галерее Умбрии, расположенной на верхних этажах дворца.

Церковь Иисуса (Chiesa del Ges)возведена в 1562-1571 гг, принадлежала Иезуитам до упразднения ордена, затем, в 1775 г. перешла к семье Барнабити. Фасад был полностью перестроен в 1934 году. Единственное здание, в котором три молельни расположены одна над другой: нижняя для крестьян, средняя для ремесленников и верхняя для знати. В интерьере, в ризнице, находятся ценные деревянные работы и фрески XVII века генуэзца Андреа Карлоне и Андреа Поццо. Церковь пострадала от большого пожара в 1989 году.

Дворец Главы Народа (Palazzo del Capitano del Popolo)был построен для переезда магистратуы в 1473-1481 годах ломбардскими архитекторами Гасперино ди Антонио и Леоне ди Маттео, на площади, названной Надстенной (Sopramuro), сегодня Маттеотти (Matteotti). Портал тонко декорирован, над ним возвышается тимпан, внутри которого размещена статуя правосудия и по бокам два грифона, хватающие волчицу — символа зла.

Старый Университет (Universit Vecchia)— постройка XV века, была месторасположением университета Перуджи. Выдается крестовыми окнами и высеченными монограммами О. М. (Ospedale Santa Maria della Misericordia) — больницы Св. Марии Милосердной — заказчика здания. Вместе с Дворцом Главы Народа Старый Университет возведен на мощных древних арках.

Церковь Св. Эрколана (Chiesa di Sant’Ercolano)посвящена покровителю Перуджи, основана в начале XIV века. Представляет собой форму восьмиугольной башни (изначально двухэтажной). Лестница и интерьеры были реконструированы в 1600-х годах и расписаны Карлоне и Джули.

Базилика Св. Доменика (Basilica di San Domenico)— самая внушительная по размерам церковь Перуджи (длина 96 метров, ширина нефов 30 метров, в трансепте — 60 метров, высота 30 метров). Была возведена в два этапа с 1304 по 1458 год. В интерьере находятся ценный погребальный монумент папы Бенедикта XI (Benedetto XI), умершего в Перудже 7 июля 1304 года, фрески, приписываемые Коле Петруччоли и Аллегретто Нуци (XIV век), хоругвь Джанниколы ди Паоло 1494 года, деревянные хоры XVI века и орган XVII века, большие витражи, недавно отреставрированные.

Базилика Св. Петра (Basilica di San Pietro). Церковь была освящена в 969 году. Внутреннее пространство базилики трехнефное, разделенное мраморными и гранитными колоннами и капителями романского периода. Церковь представляет собой настоящий музей живописи и скульптуры местных и не только мастеров. В ней представлены работы Пьетро Перуджино, Джорджо Вазари, Себастьяно Конка и других мастеров.

Крепость Павла III (Rocca Paolina). Мощная крепость, построенная по воле Павла III Фарнезе в конце Соляной воны в 1540 году, включила в себя башни и улицы целого квартала. Пятиуровневая крепость, являвшаяся символом папского господства, была частично повреждена в 1848 году, затем реконструирована в 1860 году при папе Пио IX и, наконец, полностью разрушена в том же году. Осталась необычайно чарующая и своеобразная подземная часть, пересекаемая эскалаторами, где находятся выставочные залы и культурные организации.

Церковь и монастырь Св. Джулианы (Chiesa e Monastero di Santa Giuliana). Женский цистерцианский монастырь, основанный в 1253 году по воле кардинала Джованни да Толедо, претерпел со временем различные изменения. Сохранился фасад XIV века из красного и белого камня с готическими порталом и розоном. Внутренний дворик, признанный самым красивым в городе, приписывают Маттео ди Гаттапонео, 1376 г. С объединением Италии комплекс перешел в собственность государства в 1861 году.

Церковь Св. Филиппа Нери (Chiesa di San Filippo Neri)построена в 1626-1648 годах, представляет грандиозный фасад из травертина, в стиле Виньолы. Богатый барочный интерьер декорирован фресками Джованни Андреа Карлоне, Франческо Аппиани и на главном алтаре представлено большое полотно Пьетро да Кортона, изображающая непорочное зачатие (1662 г).

Ораторий Св. Бернардина (Oratorio di San Bernardino)построен в 1451-1461 гг., объединен с комплексом San Francesco посредством арки эпохи Возрождения. Элегантный полихромный фасад с тончайшими барельефами — шедевр скульптора и архитектора Агостино ди Дуччо — представляет собой величайший пример искусства Возрождения Перуджи.

Церковь Св. Франческо на Лугу (Chiesa di San Francesco al Prato)пристроена к одноименному монастырю, была пострена во второй половине XIII века. Подверглась различным перестройкам и обрушениям. В церкви хранились захоронения большинства перуджинских семей и многочисленные призведения искусства. После реконструкции она превратилась в аудиториум.

Этрусская Арка или Арка Августа (Arco Etrusco o di Augusto). Монументальные ворота этрусских стен, обащенные на север, были реализованы в III веке до нашей эры. По бокам расположены две трапециевидные в плане башни. Надпись Augusta Perugia относится к реставрационным работам Августа, в то время как Colonna Vibia помещена в память о Вибио Требониано Галло, императора перуджинского происхождения, который удостоил перуджу титула Колонии.

Храм Св. Ангела (Tempio di Sant’Angelo)— самая древняя церковь города, относящаяся к V-VI векам. Представляет собой единственный экземпляр раннехристианского периода, круглая в плане, в интерьере — перистиль с 16 романскими колоннами. Снаружи видны вмешательства XIV века, среди которых заложенный первоначальный вход и актуальный со стрельчатым порталом.

: Discoveric.ru